Покупатель, продавец и разбитый товар – кто прав, кто виноват?


Покупатель, продавец и разбитый товар – кто прав, кто виноват?

Отвечая на вопрос, кто является потребителями, президент Соединенных Штатов Америки Джон Кеннеди был краток: «Потребители - это все мы». С этим утверждением непросто не согласится. Действительно, в современной жизни все мы, так или иначе, участвуем в купле-продаже товаров и услуг. Кем бы мы ни работали - «косметологом», «стоматологом», «учителем», «экономистом», «менеджером» - в выходные дни и праздники у нас есть возможность отдохнуть от своего призвания. Но социальную маску покупателя приходится надевать чуть ли не ежедневно.

Разумеется, серьезные приобретения, вроде холодильника, ноутбука, стиральной машины мы совершаем достаточно редко, но в торговые центры и продовольственные магазины забегаем часто, порой каждый день. Купить десерт, еду на завтрак, гигиенические средства. На чеке кассового аппарата или входной двери супермаркета часто можно заметить слова «спасибо за покупку», говорящие о мудрой политике заведения дорожить вниманием преданных клиентов. Таким образом, осуществив покупку, мы получаем хоть и формальную, но признательность продавца.

А что будет, если мы не только уйдем из супермаркета с пустыми руками, но и испортим или повредим его имущество? Разложим ситуацию по полочкам. Рассмотрим пару примеров из жизни.

Мария Ивановна Попова увидела банку с оливками, продающуюся в ходе «акции» по привлекательной цене. К несчастью, банка была поставлена несподручно - на одной из нижних полок, и, пытаясь ее достать, Мария Ивановна уронила выскользнувшее изделие на пол.

Антон Борисович Шарапов взял банку кукурузы с чересчур забитого стеллажа. Выбранная упаковка задела рядом стоящую коробку, из-за чего обрушился весь ряд продуктов.

Кто виноват и кто прав в произошедшем? Что предпринять очутившемуся в похожем положении покупателю? Мы обратились за помощью к руководителю информационно-правового объединения «Законник» Борису Аркадиевичу Полищуку.

- Борис Аркадиевич, так как действовать гражданину, если он нечаянно испортил или повредил товар в магазине?

- Во-первых - не суетиться и не паниковать. Администрация магазина чаще всего готова к такому повороту событий, тем более, когда инцидент был спровоцирован ее собственной небрежностью, и действует слаженно. Необходимо приготовиться к тому, что, намереваясь переложить всю вину за инцидент на посетителя, менеджеры могут себя вести не слишком вежливо. Для того, чтобы защитить себя от противоправных действий со стороны сотрудников супермаркета я рекомендую постоянно иметь при себе памятку покупателя - список нехитрых правил с выдержками из Гражданского Кодекса. Они помогут сориентироваться и принять правильное решение в конфликтной ситуации. Закономерно, что персонал магазина будет пытаться доказать, что именно гражданин наколобродил, и поэтому обязан быть привлечен к взысканию. Реальной причиной повреждения товара могут стать как невнимательные поступки посетителя, так и неаккуратная расстановка товаров на прилавках. Но в правовой оценке конфликта это не играет большую роль.

Согласно статье 211 Гражданского Кодекса «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник». В замечании к этой статье также сказано, что «риск переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности».

Статья 459 Гражданского Кодекса в свою очередь говорит, что этот риск переходит на покупателя непосредственно после того, как «в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю». Совершая покупку товаров в магазине, мы не подписываем с универмагом договор купли-продажи. Его роль выполняет заурядный кассовый чек.

Выходит, пока не проведена операция купли-продажи, продукт остается собственностью супермаркета. Поэтому, и ответственность за невредимость ассортимента лежит на нем. Разумеется, гибель товара может случиться и по вине гражданина. Признав притязания супермаркета оправданными, он может добровольно возместить нанесенный урон. В противном случае универмаг имеет право добиваться компенсации лишь через обращение в суд. Поэтому, если служба охраны магазина задерживает вас, звоните в милицию.

Марина Резник