Загадочная настольная лампа


Загадочная настольная лампа

В старые времена на дому работали только женщины. Вполне возможно, что одну из таких мастериц и посетила идея о подручном источнике света. И действительно, первые настольные лампы сильно напоминали утварь: в глиняные миски помещали горящие лучины или опускали в развалистый сосуд с маслом, нефтью или животным жиром скрученный из тряпок фитиль. В Древней Греции и Древнем Риме придумали свечи и масляные лампы, а также напольные светильники, состоящие из чаши с горючим веществом и треножника. Впоследствии идея этого светильника привела к созданию канделябра (подсвечника), имеющего, в отличии от треножника, единственную широкую у основания опору.

Из античной эпохи пришло и название этих приспособлений. Русское слово «лампа» произошло от греческих lampados и lampas. Между прочим, в России масляные лампы и лучины применялись до середины 20 века, ведь масштабный план «электрификации всей страны» был запущен только в 20-е годы прошлого века.

Лампа «Нить Ариадны»
Лампа «Нить Ариадны»

Привычный для нас вид настольная лампа с абажуром приняла только в 19 веке. Как и предшественницы она работала на масле. Давала больше света, но сильно коптила. Использование такой лампой требовало частого проветривания помещения. С развитием прогресса на смену маслу в качестве горючей жидкости пришел керосин. Керосинки выпускались без абажура: внизу находился резервуар для горючего, наружу из него выходил пропитанный керосином фитиль, а сверху крепился стеклянный колпак, закрывающий пламя. Яркость такого светильника регулировалась изменением длины фитиля. В Европе новые настольные лампы быстро шагнули в массы, поскольку были по карману даже малоимущим семьям. А керосинки для состоятельных граждан вообще напоминали произведения искусства. Их изготавливали из золота, фарфора и серебра в форме античных ваз, кубков и чаш.

Лампа «Fifty»
Лампа «Fifty» с юмором напоминает о своем знаменитом прототипе - светильнике с пружинками из рекламы студии «Pixar»

В 1876 году было совершено важное открытие, изменившее представление современников о возможностях освещения. Наш соотечественник - выдающийся русский электротехник Павел Николаевич Яблочков запатентовал трансформатор переменного тока и предложил использовать для освещения разработанную им систему ламп накаливания («свечей Яблочкова»). Впервые «электросветильники» Яблочкова были продемонстрированы в Лондоне. Встреченные восторженным отзывами, они стремительно завоевали весь мир – освещая улицы Берлина, Рима, Вены, Парижа. В 1878 году «русский свет» вырвался за пределы Европы и пришел в Америку, Бразилию и Мексику. Правда, на родине изобретателя встретили без энтузиазма. Монополия газовщиков не была заинтересована в появлении конкурента и, как могла, саботировала внедрение дуговых лам накаливания. Применить «свечи Яблочкова» (кроме показательных выступлений вроде освещения Большого театра) удалось только на Литейном мосту в Санкт-Петербурге.

Тремя годами позже американский предприниматель и изобретатель Томас Алва Эдисон познакомился с угольной лампой Лодыгина и дуговой лампой Яблочкова со схемой дробления света. Он внес небольшие изменения и оперативно запатентовал изобретение на свое имя. Время не расставило все по местам и до сих пор Эдисон считается изобретателем электролампы. Впрочем, надо признать, что к 1879 году Эдисон довел свою лампу до совершенства, в результате чего она вытеснила лампу Яблочкова с рынка.

Но вернемся от содержания к форме. Изменился не только принцип освещения, но и внешний вид настольной лампы: абажур стал меньше, ножки стали телескопическими, что обеспечивало регулировку лампы по высоте или шарнирно сочлененными, благодаря чему менялся угол наклона лампы. Последнее принципиальное для настольной лампы усовершенствование было сделано в 30-е годы прошлого века. Небольшая пружина, сконструированная механиком автомастерской Джорджем Кавордайном, «научила» лампу фиксировать нужное положение, приседать и разгибаться, меняя направление света.

Концептуально

Французский дизайнер Эдуар Ламар назвал свою конструкцию лампы «Нить Ариадны». Словно в древнем мифе, она ведет к выходу из лабиринта, придерживая по пути большой абажур настольной лампы.

Лампа с абажуром
Латунный корпус, тяжелое основание, элегантный абажур - эти детали внушат домочадцам уважение к владельцу кабинета

Экономно

Лампа «Fifty» с юмором напоминает о своем знаменитом прототипе - светильнике с пружинками из рекламы студии «Pixar». При достаточном энтузиазме такую «дизайнерскую» половинку можно смастерить и самостоятельно, понадобятся только кусок фанеры и старый плафон.

Престижно

Если в доме имеется отдельный кабинет, сам бог велел оборудовать его приличной настольной лампой. Латунный корпус, тяжелое основание, элегантный абажур - эти детали внушат домочадцам уважение к владельцу кабинета, даже если ничем серьезным он за этим столом не занимается.

Рекомендации по выбору настольной лампы

  • Предназначением настольной лампы является не украшение стола, а помощь в работе. Тусклая или слишком яркая лампочка уже через несколько минут даст знать о себе усталостью и резью в глазах. В идеале светильник должен быть оснащен регулятором мощности и давать мягкий рассеянный свет.
  • Чем больше регулировок в настольной лампе, тем лучше. С их помощью можно настроить угол наклона, яркость и высоту светильника так, как удобно именно вам.
  • Выбирая лампу обратите внимание на основание. Оно должно быть достаточно тяжелым, чтобы светильник крепко стоял на поверхности и не мог перевернуться или упасть от случайного движения руки. Как правило, недорогие лампы имеют более легкое основание.
  • Рабочая лампа должна создавать равномерное освещение. Обеспечить его помогают сферические или конических абажуры, отражающие лучи лампы от своей внутренней поверхности.
Софья Хлебникова